Костюм XV века

Женский Костюм

В XV в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт и создает определенную постановку фигуры — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигала 70 см. Упелянд косого кроя носили чаще с поясом, который подчеркивал высокую линию талии. Складки закладывали лучеобразно от центра талии переда.

Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма. Длина лифа относится к длине юбки как 1:5, голова (с головным убором) к росту — 1:4,5.

Для женского костюма периода "бургундских мод" также характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием укороченного лифа, длинной юбки и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был "роб" — с укороченной талией (она подпоясывалась почти под грудью), рукавами с манжетами в виде раструба и распашной спереди юбкой.

У женских платьев периода поздней готики было декольте — чаще в форме треугольника. Иногда треугольный вырез сзади или спереди был до самого пояса. Его обрамляли мехом, пришивали к нему воротник; впереди этот вырез прикрывался вышитой вставкой из другой, часто прозрачной ткани. Сюрко имел узкие лиф и рукава, манжеты которых заканчивались раструбами — "бомбард", что зрительно удлиняло руку. Спереди и сзади треугольный вырез ворота окаймлялся бархатом или мехом. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регламентировалась. Самый длинный шлейф име ла право носить королева, затем — герцогини и принцессы. Церковь вела борьбу со шлейфами, называя их "дьявольскими хвостами". Дамам, которые их носили, отказывалось в отпущении грехов. Но несмотря на это на протяжении XV в. шлейф остается обязательной принадлежностью придворного костюма.

Цвета женского костюма были контрастными. Например, подсюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зеленого цвета.

Женская одежда, как и мужская, украшалась фестонами — экревиссами и маленькими серебряными колокольчиками.

Костюм горожанок и крестьянок был не таким роскошным, как у знатных дам, но и на него повлиял готический стиль. Котт и сюрко у них были не с отрезным лифом, а цельнокроеные. Верхняя одежда шилась из шерстяных и полушерстяных тканей, а рубашки — из белого полотна.

В XV в. поверх котта горожанки стали носить фартук. Котт они подпоясывали, и на пояс вешали кошельки. Лиф платья был узким.

У крестьянок также появилась одежда с облегающим фигуру лифом, но она по-прежнему остается цельнокроеной. Шили крестьянскую одежду из домотканой ткани. Женский готический костюм с его особой динамикой, удлиненным силуэтом изменился к концу XV в., подчиняясь новым эстетическим идеалам.

Костюм королевы

Поверх цветного шелкового котта королева надевала "королевское сюрко", лиф и подол которого были отделаны мехом горностая. Сзади к сюрко пришивалась мантия. Лиф сюрко украшался чеканными пластинками и драгоценными камнями.

Головным убором королевы был эскофьон-а-корн из красной с золотом парчи с покрытыми золотым узором боковыми частями. Сверху на эскофьоне прикреплялось золотое украшение с фестонами, драгоценными камнями и золотыми розетками.

Королева могла также покрыть золотой сеткой заплетенные и уложенные над ушами косы, а сверху в торжественных случаях надевала корону.

Сайт создан в системе uCoz